Безопасность детей
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор.
Материалы для работы с детьми
↵- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010.
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара.
Предупреждение безнадзорности и ранняя профилактика правонарушений.
Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ
«Закон — это то, что не мешает,
а помогает гражданину жить,
поэтому детям нужно знать
свои права и обязанности».
Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях, однако анализ психологопедагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в детском саду и семье в нашей стране изучается недостаточно. Имеются лишь отдельные социологические исследования, которые в той или иной мере затрагивают вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного возраста. Мы считаем, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов — объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Где бы ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы. Речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Очевидно: если мы хотим жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, где толерантность станет не абстрактным идеалом, а реальным фактом, важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать ИХ социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. При формировании правосознания ребенка, для облегчения его социализации: вхождение в социум, расширение кругозора и формирование устойчивой привычки (потребности) в получении жизненно необходимых знаний мы решаем следующие задачи: 1. Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности. 2. Развивать Я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации. 3. Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. 4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. 5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены прежде всего на обеспечение благоприятных условий развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей. Система работы по формированию правовых знаний носит развивающий и профилактический характер, способствует развитию социальной уверенности ребенка и предупреждению социально неуверенного поведения. В системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений мы используем следующие формы: - просветительская (оформление информационного стенда, памятки для родителей, выступления на родительских собраниях и др.); - консультативная (оказание помощи семье по вопросам правового воспитания); - практическая (анкетирование, организация совместных выставок, привлечение родителей для участия в деятельности ДОУ, импровизации, инсценировки по мотивам сказок, моделирование и анализ ситуаций, беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и др.).
Условия для успешной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений: 1. Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив. 2. Достаточная материальная база и научно-методическое обеспечение. 3. Принятие и понимание педагогом личности ребенка.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Права ребѐнка закреплены и в других международных и российских нормативных документах: Конституция РФ, Закон «Об образовании» РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Необходимо раскрыть взрослым исходный взгляд на ребенка. Оказалось, многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок — равноправный с нами человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать. Но на практике стало очевидным, что родители наших воспитанников не знают о том, что их дети обладают правами, и так же, как и взрослые защищены законом. Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Задача педагогического коллектива нашего детского сада состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости системной работы по правовому воспитанию всех субъектов образовательного процесса. За практическую основу взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами: программа «Маленьким детям – большие права» (Л. К. Мячиной и др.), методические пособия «Беседы о правах ребенка» (Т. А. Шорыгиной), «Беседы об ответственности и правах ребѐнка» (О. И. Давыдовой и др.). Авторы учли возрастные особенности психики дошкольника: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности, мотивационный компонент. Каждое занятие разнообразно по содержанию и доступно детям дошкольного возраста. Система работы в нашем ДОУ построена на основе главных методических принципов: природосообразность, культуросообразность, реальность, доступность и последовательность с постепенным его усложнением. В первую очередь нами были определены направления работы всего коллектива, согласована и скоординирована деятельность работников ДОУ.
Работа заведующего: 1.Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.
2. Сотрудничество с органами управления образованием.
3. Финансовые вопросы (приобретение документов, литературы).
4. Работа с ро дителями.
5.Координация работы с другими учреждениями.
Работа старшего воспитателя
1.Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива. 2. Определение места праового образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями. 3. Мониторинг деятельности всего коллектива. 4. Проведение методических семинаров. 5. Подготовка наглядного материала, литературы. 6. Работа с родителями. Работа социального педагога: 1. Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами по защите прав и достоинства ребенка. 2. Проведение методических семинаров. 3. Подготовка наглядного материала, литературы. 4. Работа с родителями. 5. Работа с детьми по формированию основ правового сознания. Работа педагога-психолога: 1. Психологическое сопровождение детей группы риска. 2. Проведение семинаров-практикумов, тренингов для педагогов. 3. Работа с родителями. Работа воспитателя: 1. Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем. 2. Правовое воспитание и образование дошкольников. 3. Повышение уровня правовой культуры родителей.
Главная цель нашей работы состоит в том, что мы должны научить малышей знать свои права, не пасовать перед трудностями и не забывать о долге перед другими людьми. Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений реализуется в:
1. Комплексно-тематическом планировании (беседы социального педагога «Права и обязанности ребѐнка», «Защита детства», «Мой дом», «Право на жизнь» и др.);
2. Проектировании работы с родителями по формированию правового сознания в отношении прав детей дошкольного возраста (анкетирование родителей «Я и мой ребѐнок», наглядная агитация, проведение родительских собраний, день открытых дверей «21 век – век ребѐнка»,
3. Тематических мероприятиях (инсценировка сказки «Муха – Цокотуха», развлечение «Как ребѐнку не попасть злому волку прямо в пасть» и др.);
4. Развитии игровой деятельности, направленной на формирование правового сознания (сюжетно-ролевые, дидактические игры и упражнения, инсценировки: «Кто из героев нарушает право?», «Дружная семья», «Три поросѐнка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др.);
5. Организации развивающих практических проблемных ситуаций «Я не должен…», «Я имею право…», «Поможем любимым сказочным героям» и др.).
Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений с детьми Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Проводим ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого мы организуем проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов); создаѐм условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация).
Работа по правовому воспитанию носит развивающий и профилактический характер. Для детей старшего дошкольного возраста разработан цикл бесед по правовому воспитанию. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки, этюды. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Перед проведением бесед проводится подготовительная работа, которая строится на общении детей со взрослыми (педагогами, родителями). Дети лучше усваивают материал бесед, на которых педагог обращается к персонажам известных сказок. Читая литературные произведения, педагог обязательно обращает внимание на хорошие дела и поступки главных героев. Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность Одни задания требуют точных, однозначных ответов, выполнение других ориентирует детей на размышления, определение личного отношения к событиям и людям. Важно, чтобы в процессе изучения прав к детям применялся подход, основанный на идеях миролюбия, толерантности. Система работы по безнадзорности и правонарушениям носит комплексный характер и отражена во всех видах деятельности. Методы, используемые нами, помогают дошкольникам: — сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать; — научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение; — научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами. Мы предлагаем использовать следующие методы обучения:
1.Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные). 2.Беседы. 3. Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка. 4.Использование произведений искусства. 5. Использование наглядных пособий. 6. Дидактические игры ( н – р, «Я имею право», «Я не должен», «Помоги себе сам», «Колобок» и др.)
Педагогическая тактика взрослого должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении, доброжелательном обсуждении. Опыт общения с педагогом является тем условием, без которого процесс формирования детского самосознания невозможен или затруднен. С помощью педагога у ребенка накапливаются знания, представления о себе, складывается тип самооценки. Роль воспитателя в развитии детского самосознания заключается в следующем: - сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях; - оценка его деятельности и поведения; - разъяснение различий между правами и обязанностями; - формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам; - побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями других людей. Приемы и условия для повышения мотивации познавательной деятельности дошкольника Познавательные: учет особенностей развития познавательных процессов ребенка: побуждение к высказыванию собственного мнения; творческие задания; учет жизненного опыта ребенка. Эмоционально-волевые: поощрения; принятие личности ребенка; создание ситуации успеха; создание чувства комфорта на занятиях; снятие эмоциональной напряженности; удовлетворение желания быть значимым; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления активности; предъявление правил; преодоление затруднений в ситуации неуспеха; побуждение к достижению результатов. Социальные: создание и поддержание ситуации, требующей взаимопомощи; поощрение проявлений эмпатии; поддержание заинтересованности результатами работы в коллективе. Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений с родителями Результаты тестирования родителей старших дошкольников с целью выявления уровня знаний о правах детей показали, что большинство родителей не могут назвать права ребенка, применяют физическое наказание, используют в общении с ребенком нецензурные выражения, авторитарный стиль общения присутствует во многих семьях. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребенка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ. Воспитание гармонично развитой личности — задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых - научить ребенка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка .
Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений с педагогами.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Задача педагогов — вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей. Методическая работа — это часть системы непрерывного образования воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение квалификации воспитателей; обмен опытом между членами педагогического коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Для решения задач правового воспитания дошкольников и повышения правовой культуры педагогов был составлен план методических мероприятий с педагогами.
1.Изучение документов — «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», «Семейного кодекса РФ».
2.Консультация «Для чего нужно знать свои права и обязанности».
3.Диагностика профессиональных качеств педагогов «Стиль общения с детьми».
4.Изучение проблемных ситуаций, возникающих в общении с родителями.
5.Консультация с использованием тестов, задач, практических ситуаций «Права ребенка — реализация и соблюдение их в ДОУ».
6.Совет педагогов «Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».
7. Изготовление стенда «Я имею право».
Социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план приоритетный принцип воспитания: ребенок должен рассматриваться не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет нам сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью по возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды. В процессе правового воспитания важно, чтобы дошкольники усвоили ключевые понятия: закон, право, правонарушение. При этом следует помнить о значимости ценностных ориентации и приоритетов в воспитании гражданина, среди которых выделяются: свобода, гуманизм, ответственность, патриотизм. В процессе формирования приоритетов особая роль отводится осмыслению гражданских идеалов (родной город, родная страна). Это позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие в повседневной жизни конфликты правовыми способами. Естественно, что все это должно осуществляться на понятном дошкольнику языке.
Правовое образование дошкольников
Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
4. Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья.
ПЛАН БЕСЕД ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь Тема: Право ребенка на имя, отчество и фамилию Цель: Способствовать социально – нравственному развитию, познакомить с правом на имя, научить применять это право в жизни.
Октябрь Тема: Право ребенка жить и воспитываться в семье Цель: Познакомить с правом ребѐнка воспитываться в семье, воспитывать уважение к членам семьи, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Ноябрь Тема: Дом Цель: Развивать правовое мировоззрение. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социальнонравственному развитию.
Декабрь Тема: Доброта Цель: Воспитывать в детях доброту, внимание к людям. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Развивать нравственные представления.
Январь Тема: Право ребенка на воспитание в образовательных учреждениях Цель: Познакомить детей с правом на воспитание в образовательных учреждениях. Развивать коммуникативные навыки, способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни.
Февраль Тема: Права и обязанности ребенка Цель: Расширять область правовых знаний детей. Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Март Тема: Достоинство Цель: Дать детям представление о чувстве собственного достоинства, о необходимости оценивать собственные поступки, чувства.
Апрель Тема: Дружба Цель: Воспитывать доверительное отношение друг к другу, развивать чувство ответственности за другого человека, формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении.
Май Тема: День защиты детей Цель: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство уважения к другим людям.
ПЛАН БЕСЕД ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Сентябрь Тема: Естественные права Цель: Познакомить детей с правом на достойное существование, с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
Октябрь Тема: Защита детства Цель: Расширять область правовых знаний детей, правильно оценивать себя и других, развивать чувство ответственности за другого человека.
Ноябрь Тема: Толерантность Цель: Научить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, возраста, роста. Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.
Декабрь Тема: Досуг Цель: Познакомить детей с правом на досуг. Развивать правовое мировоззрение, учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Январь Тема: Жизнь Цель: Воспитывать в детях доброту, уважение, внимание к близким людям, прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Февраль Тема: Долг Цель: Совершенствовать знания детей о социальных нормах, развивать нравственные представления. Учить разграничивать понятия «могу», «хочу», «должен», «обязан».
Март Тема: Ответственность Цель: Познакомить с понятием «ответственность».Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Апрель Тема: Труд Цель: Дать детям представление о профессии взрослых. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей.Учить понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых, как для общества, так и для самих детей.
Май Тема: Знаете ли вы права ребѐнка? (вопросы, задания) Цель: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство уважения к другим людям.
Правила позитивного общения с ребѐнком.
1. Безусловно принимайте и уважайте ребѐнка.
2. Если вы рассержены на ребѐнка, нужно выражать своѐ недовольство. Но не ребѐнком в целом, а его отдельными действиями.
3. Можно осуждать действия ребѐнка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
4. Недовольство действиями ребѐнка не должно быть систематическим, иначе оно перерастѐт в неприятие ребѐнка.
5. Активно выслушивайте его переживания и потребности.
6. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
8. Помогайте, когда он просит.
9. Поддерживайте успехи.
10. Делитесь своими чувствами.
11. Конструктивно разрешайте конфликты.
12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
13. Обнимайте не менее 4 –х, а лучше по 8 раз в день.
Советы родителям.
-Ребѐнок ни в чѐм не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
-Ребѐнок - не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
-Ваш ребѐнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
-Во многих капризах и шалостях ребѐнка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
-Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребѐнке. В то лучшее, что в нѐм ещѐ будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребѐнок учится тому, чему его учит жизнь.
Если ребѐнок живѐт в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребѐнку относятся враждебно, он учится драться.
Если ребѐнка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребѐнка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребѐнок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребѐнка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребѐнка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребѐнку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребѐнок растѐт в безопасности, он учится доверять.
Если к ребѐнку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Семь правил для взрослых.
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всѐ сразу, а не по одному за каждый. Наказание – не за счѐт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребѐнка заслуженной похвалы и награды.
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребѐнку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
5. Наказан – прощѐн. Инцидент исчерпан. Страница перевѐрнута, как ни в чѐм не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребѐнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребѐнок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
7. Ребѐнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Памятка для родителей
Предупреждение гибели детей на пожарах
Число погибших в пожарах людей ежегодно увеличивается. Наблюдается и рост гибели детей при пожарах, что связано с низким уровнем знаний детей и взрослых в области пожарной безопасности, самоуверенностью и беспечностью взрослых - родителей.
Дети гибнут в огне в результате пренебрежения взрослых — так как часто
остаются дома одни без присмотра. Каждый десятый пожар происходит из-за шалости с огнем несовершеннолетних детей.
Условными гибели детей могут быть:
- Незнание детьми элементарных правил по обеспечению выживания в
чрезвычайной ситуации. Дети не представляют, что делать при пожаре, и просто прячутся в кажущиеся им безопасными места в жилом помещении - в шкафы, тумбочки, под кровати и т.д. - Свободный доступ ребенка к пожароопасным предметам и отсутствие
психологических установок на запрет пользования ими. Родители не ограничивают доступ детям к спичкам, зажигалкам, горючим жидкостям и не воспитывают у них чувства опасности при использовании таких предметов. - Оставление детей одних или с престарелыми родственниками в запертых жилых помещениях и в потенциально опасной ситуации (работающие электро- и газовые приборы, ветхая электропроводка, курящие престарелые родственники).
- Ограничение возможности покинуть помещение в случае пожара из-за установки на окнах и балконах решеток и входных сейфовых дверей.
Лучший способ предотвратить несчастные случаи с ребенком не оставлять его без присмотра. 1-сли это не всегда возможно, то родители заранее должны позаботиться о его безопасности:
- спички, зажигалки и другие источники открытого огня должны храниться в
недоступном для детей месте. Все. что ребенку нельзя трогать, должно быть физически для него недоступно. - почаще ребенка контролировать, звонить и узнавать, чем он занимается.
Необходимо организовать его досуг. Родители должны строго определить правила
пользования бытовыми приборами: т.е. что и когда можно включать, а что без присутствия родителей включать и трогать нельзя. - объяснить своему ребенку, от чего может произойти пожар, и к каким серьезным последствиям он может привести. Так же ребенок должен знать, что делать, если пожар все-таки произошел. Объясните детям, что прятаться ни в коем случае нельзя, а необходимо срочно покинуть горящее помещение, выйти на улицу в безопасное место и обязательно сообщить о пожаре в пожарную охрану, родителям или соседям.
В случае обнаружения возгорания немедленно сообщите по телефону:
-101, -112
Памятки по пожарной безопасности для родителей
- Запишите на листке бумаги, выучите с ребенком ваш домашний адрес и телефон - их нужно сообщить при вызове пожарных, а также номера телефонов вызова пожарных (01, 101 - с мобильного телефона), единый номер службы спасения - 112.
Оставьте листок с адресом и телефонами на видном месте - рядом с телефонным аппаратом.
- Запомните сами и помогите детям запомнить следующие общие правила пожарной безопасности:
Никогда не играйте со спичками и зажигалками - это может стать причиной пожара и ожогов;
Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.;
Не сушите белье, вещи над плитой, вблизи открытого огня, на обогревателе - они могут загореться;
Без взрослых не подходите к печке и не открывай печную дверцу - от выпавшего уголька может загореться дом;
Никогда не зажигайте фейерверки, свечи, бенгальские огни, петарды, пиротехнические изделия без взрослых;
Не играйте с аэрозольными баллончиками.
- При наличии в доме, в квартире газового оборудования, газовой плиты соблюдайте сами и разъясните детям следующие правила:
При запахе газа не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, сообщите об этом взрослым, срочно проветрите комнату.
При запахе газа звоните в газовую службу от соседей - телефон газовой службы 04.
Не играйте в кухне, особенно при включенной газовой плите.
Уходя из дома, из квартиры, проверьте закрыты ли газовые комфорки.
Никогда не висите на газовых трубах.
- При использовании электроприборов:
Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
Не пользуйтесь электроприборами в ванне.
Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
Не оставляйте без присмотра включенные утюг, обогреватели, другие электроприборы.
- Разъясните детям действия при пожаре в доме, в квартире:
- Вызови пожарную охрану по номеру 01, 101, 112 - с мобильного телефона.
- Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
- Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
- Накройте голову мокрой плотной тканью.
- Дышите через мокрый носовой платок или другую ткань.
- Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь.
- Не пользуйтесь лифтом.
- Разъясните меры пожарной безопасности и действия при пожаре в лесу
- Никогда не разводи костер без взрослых. Не разжигайте костер в сухую, жаркую, ветреную погоду
- Никогда не балуйся со спичками и пиротехническими изделиями - достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
- Не выжигай траву под деревьями, на полях и лугах.
- Не оставляй на полянах бутылки или осколки стекла.
- Если оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространение огня. Выходите из леса в сторону, откуда дует ветер.
- Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым, в пожарную охрану.
Памятка по пожарной безопасности для детей
Чтобы избежать пожара, нужно знать, помнить и соблюдать правила пожарной безопасности.
Помните:
Никогда не балуйтесь с источниками огня - зажженная и брошенная ради баловства спичка может привести к пожару, уничтожению имущества и тяжелым ожогам и травмам.
Никогда не разводите костер, не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках, в подвалах, на полях, в лесу.
Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, аэрозольные упаковки.
Никогда не растапливайте печи в отсутствии взрослых, не включайте газовые плиты.
Не играйте с электронагревательными приборами - включенные в сеть и оставленные без присмотра они могут стать причиной пожара.
Если пожар произошел:
Немедленно вызывайте пожарных по телефону «101» или «112», назовите свою фамилию, точный адрес пожара - это поможет пожарным быстрее прибыть на место пожара и затушить его.
Позовите на помощь взрослых, кричите: «Пожар!».
Срочно покиньте задымленное помещение.
Если помещение, в котором вы находитесь, сильно задымлено, то намочите платок или полотенце водой и дышите через него, пригнитесь к полу и двигайтесь по направлению к выходу вдоль стены на четвереньках.
Самое главное - как бы вы не были напуганы, никогда не прячьтесь в укромные места (под кровать, в шкаф и т.д.)- пожарным будет труднее найти вас и спасти.
Не возвращайтесь в горящее помещение!
Если на вас загорелась одежда, падайте на землю, на пол, перекатывайтесь, чтобы сбить пламя и потушить огонь.
Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД"
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД"
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Зима – пора интересных дел, новых впечатлений. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми в зимнее время, убедительно просим Вас позаботиться о безопасности ваших детей.
Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.
Правила безопасной прогулки
- Наденьте ребенку шапку, шарф, варежки и застегните куртку не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.
- Если вы вместе с ним на улице, следите за тем, чтобы он не бегал и не толкал других детей, объясните ему, что можно получить травмы.
- Объясните, что при игре в снежки нельзя их бросать их в голову.
- Не позволяйте детям строить снежные тоннели, которые могут обвалиться.
- Расскажите ребенку, что нельзя есть снег и грызть сосульки, а также облизывать металлические поверхности.
- Не позволяйте ему прыгать в сугроб, ведь под снегом могут быть разбитые бутылки, камни, мусор.
Безопасность при катании на санках
- Прежде чем ребенок сядет на санки, проверьте, нет ли в них неисправностей. Если санки оснащены ремнями безопасности, то обязательно пристегните ребенка.
- Не разрешайте ребенку прыгать с трамплинов на санках, так как это может привести к травмам.
- Обязательно присматривайте за ребенком, когда он катается на санках. Если при катании ребенка на санках вам необходимо перейти дорогу, его необходимо высадить из санок. Не катайтесь с ребенком вместе на одних санках.
Безопасное катание на горках
- Расскажите ребенку, что на горках нужно вести себя аккуратно и дисциплинированно, соблюдать очередь при спуске.
- Убедитесь в безопасности горки сами, перед катанием внимательно изучите местность. Проследите за тем, чтобы горку не перекрывали деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы.
- Катайте ребенка с маленьких пологих горок.
- Запретите ему кататься с горки стоя.
- Запретите ребенку кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой, водоёмом.
- Научите малыша правильно падать: во время падения нужно стараться перевернуться на бок, согнув и поджав колени.
Безопасное катание на «ватрушках»
- Для «ватрушек» нельзя выбирать горки с уклоном больше 20 градусов,
- Нельзя использовать их в местах, где есть трамплины.
- Садиться в «ватрушку» нужно, как на стул - откинуться назад и согнуть ноги в коленях.
- Нельзя прыгать на нее с разбегу, при спуске лежать на ней, катиться друг на дружке и толпой.
- Не надо также связывать «ватрушки» паровозиком: если перевернется одна, то же произойдет и с остальными.
- Перед началом катания нужно убедиться в отсутствии по ходу движения деревьев, камней, заборов и других препятствий.
- Во время спуска нужно следить за тем, чтобы не пересекать маршруты других катающихся.
- Необходимо помнить, что на «ватрушках» нельзя кататься стоя, привязывать их к транспортным средствам, таким как автомобиль, квадроцикл, снегоход.
- Спуск с горы должен иметь пологую площадку для остановки. Особая опасность - спуски, выходящие прямо на проезжую часть.
- Дети не должны кататься с горок бесконтрольно.
- Правила безопасного поведения при гололеде
- Подберите ребенку удобную, нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
- Объясните, что необходимо смотреть под ноги, обходить замерзшие лужи, склоны, лестницы.
- Не позволяйте ребенку торопиться и бежать через проезжую часть, объясните, что машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу.
- Расскажите, что передвигаться нужно осторожно, наступая на всю подошву.
- Объясните ребенку, что во избежание падающей сосульки или обледенелой ветки нельзя ходить вблизи зданий и деревьев.
- Предупредите: если он поскользнется, необходимо присесть, чтобы снизить высоту падения и смягчить удар о землю, сгруппироваться и упасть на бок.
Правила безопасного поведения на льду
- Объясните ребенку, что выходить на лед очень опасно, и расскажите об опасности игр на льду.
- Предупредите его, что нельзя подходить к водоемам и проверять прочность льда ударом ноги.
- Не играйте с ребенком на льду, подавая плохой пример, ведь дети копируют поведение родителей.
- ПОМНИТЕ, что учить ребенка катанию на коньках нужно только на специально оборудованных ледовых площадках!
Памятка для родителей и детей - ОСТОРОЖНО, ЛЁД!
- Соблюдайте элементарные правила безопасности на льду, помните, безопасным лед считается при толщине не менее 12 см.
- Запрещается ходить по льду под мостами, рядом с любыми водными сооружениями, в местах впадения в водоем ручьев и рек.
- Ни в коем случае нельзя допускать выхода детей на лед.
Правила поведения на льду:
- Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
- Помните, что места для перехода и организованного отдыха специально обозначаются и постоянно контролируются, здесь ведется наблюдение за прочностью льда, а в случае возникновения опасности переход по льду закрывается.
- Безопаснее всего выходить на берег и спускаться в местах, где лед виден и не покрыт снегом.
- При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне, или пользоваться ледовыми переправами. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
- Замерший водоем лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж должны быть расстегнуты, чтобы при необходимости их можно было сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
- Если есть рюкзак или ранец, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалился.
- Не выходите на лед в одиночку.
- Если Вы передвигаетесь группой, то двигаться нужно друг за другом, сохраняя интервал не менее 5 - 6 метров, также необходимо быть готовым оказать помощь товарищу.
- Внимательно слушайте и следите за тем, как ведет себя лед.
- Не приближайтесь к тем местам, где растут деревья, кусты, камыши, торчат коряги, где ручьи впадают в реки, происходит сброс теплых вод с промышленных предприятий. Здесь наиболее вероятно провалиться под лед.
- Не следует ходить рядом с трещинами или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами.
- Необходимо быстро покинуть опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода.
- Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды – это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Уважаемые родители!
Не оставляйте детей одних, без присмотра!
Памятка для родителей по безопасности
детей в летний (отпускной) период.
Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период!
Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения.
Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с ребенком на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей.
Помните, что ваш ребёнок должен усвоить:
1. без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
2. ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
3. переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
При выезде на природу имейте в виду, что:
1. при проведении купания детей во время походов, прогулок и экскурсий в летнее время выбирается тихое, неглубокое место с пологим и чистым от коряг, водорослей и ила дном;
2. детей к водоемам без присмотра со стороны взрослых допускать нельзя;
3. за купающимся ребёнком должно вестись непрерывное наблюдение;
4. во время купания запретить спрыгивание детей в воду и ныряние с перил ограждения или с берега;
5. решительно пресекать шалости детей на воде.
Постоянно напоминайте вашему ребёнку о правилах безопасности на улице!
Ежедневно повторяйте ребёнку:
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице.
- Не гуляй до темноты.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых отвечай: «Нет!» и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.
Уважаемые родители, помните и о правилах безопасности вашего ребёнка дома:
- не оставляйте без присмотра включенные электроприборы;
- не оставляйте ребёнка одного в квартире;
- заблокируйте доступ к розеткам;
- избегайте контакта ребёнка с газовой плитой и спичками.
- Научите своего ребенка, что открывать дверь посторонним нельзя!
Помните! Ребенок берёт пример с вас - родителей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению ребёнка на улице и дома. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев!
Недопущение противоправных деяний несовершеннолетними и правила поведения на железной дороге
Железная дорога – зона повышенной опасности, где главным травмирующим фактором был и остается наезд подвижного состава (поезда), а также высокое напряжение в контактном проводе (в Смоленской области около 27000 Вольт). На железной дороге ежегодно погибают и получают увечья тысячи граждан. Причины несчастных случаев – грубое нарушение правил нахождения в зоне движения поездов, личная неосторожность, спешка, невнимание, нежелание ждать или сократить путь, использование в зоне движения поездов мобильных телефонов и наушников, а также отсутствие контроля со стороны взрослых за досугом несовершеннолетних.
В связи с имеющими место случаями смертельных травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта родителям необходимо уделять повышенное внимание к проведению досуга детьми и постоянно напоминать им основные правила безопасного поведения на железной дороге.
Запомните:
– Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам.
– Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
– Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
– Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
– Не играйте на платформах и путях!
– Не высовывайтесь из окон на ходу.
– Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
– Не ходите на путях.
– На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
– Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
– Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
– Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.
Одними из современных «развлечений» молодежи на железной дороге являются зацепинг и руфинг (способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах или иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны). Включает в себя проезд на крышах, открытых проходных или тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов, в подвагонном и межвагонном пространстве. Мотивацией к данному противоправному поведению подростков служит появление в сети «Интернет» видеороликов или иных материалов, пропагандирующих противоправное поведение на железнойдороге, освещение в СМИ событий и инцидентов, произошедших с участниками противоправного поведения. Необходимо помнить, что несовершеннолетние, практикующие «зацепинг», подвергают себя определенным рискам: травмирование или гибель в результате падения с движущегося поезда; поражение электрическим током от контактной сети подвижного состава.
Родителям стоит обратить внимание на одежду детей. Для зацеперов характерны следы мазута на одежде, для защиты лица от ветра они покупают шапки с отверстиями для глаз и рта, медицинские маски. Так же подростки называют себя «трейн-хопперами» или «трейн-серферами», тщательно изучают схемы движения и расписание поездов, электричек, проявляют повышенный интерес к устройству поезда.
Так же хочется отметить, что подростки зачастую становятся жертвами вербовки в социальных сетях. Чтобы склонить несовершеннолетних к совершению преступлений преступники (специально подготовленные люди) находят подростков в соцсетях и мессенджерах, втираются к ним в доверие, обещая денежное вознаграждение и полную безнаказанность. Также злоумышленники при помощи манипуляций выявляют психологические проблемы и нагнетают настроение подростка, чтобы он на эмоциях согласился совершить акт диверсии. Преступники буквально подводят несовершеннолетних к тюрьме – сами они зачастую находятся за границей или пользуются сервисами, позволяющими скрыть местоположение.
Диверсия – локальное нанесение ущерба военно-политическому потенциалу страны, которое может сопровождаться человеческими жертвами.
Общаясь с людьми онлайн, необходимо помнить о правилах безопасности:
1. Сохранять осознанность, понимание того, что происходит на данный момент;
2. Не выносить в социальные сети личную информацию, повышать приватность личных страниц в социальных сетях;
3. Не отвечать на личные сообщения от подозрительных пользователей;
4. Не поддаваться соблазну пройти всевозможные онлайн-тесты в социальных сетях.
Наказание за совершение актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта довольно внушительное, влекут за собой реальные сроки лишения свободы (до 20 лет).
Данную деятельность курируют взрослые лица, имеющие опыт преступной деятельности. Ими даются четкие инструкции о том, какие действия нужно выполнить, в том числе по предупредительным мерам: как скрыть факт совершения диверсии, как пользоваться сотовой связью.
В уголовном праве Российской Федерации под термином «диверсия» подразумеваются действия, направленные на экономическое и оборонно ослабление страны.
Ответственность за совершение диверсий несут как граждане РФ, так ииностранные граждане и лица без гражданства, которые достигли к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
Совершение диверсий гражданином РФ по заданию иностранной разведки или иностранной организации квалифицируется по совокупности с государственной изменой по ст. 275 и 281 УК РФ. Преступление относится к категории особо тяжких, санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы от 10 лет до 20 лет либо пожизненное лишение свободы.
Просим обратить внимание на данную информацию и объяснить своим детям всю серьезность последствий.
Еще раз напомните подросткам, что о любых предложениях легкого заработка, поступающих в сети «Интернет», необходимо рассказывать родителям, не вступать в переписку с неизвестными, не сообщать им никаких личных данных, не поддаваться на уговоры и шантаж!
Иногда один неосознанный шаг, совершенный в прошлом, может стать препятствием к поставленным целям!